- Главная
- О центре
- Полезное
- Деятельность
- Основные виды деятельности
- Результаты работы
- Опытно-экспериментальная и инновационная деятельность
- Аттестация
- Комплексная безопасность
- Социальное сопровождение
- Абилитация молодых инвалидов
- Добровольчество и волонтерство
- Комплексное сопровождение людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в ХМАО – Югре
- Копилка специалистов
- Летний отдых и оздоровление
- Медицинская деятельность
- Опорные реабилитационные центры, обеспечивающие работу с детьми, имеющими особенности развития
- Развитие службы медиации
- Ранняя помощь
- Тренировочная квартира
- Услуги
- Контакты
- Пресс-Центр
- О нас в СМИ
- Новости
- Объявления
- Информационная кампания «Люди так не делятся»
- Информационная кампания по правовой помощи детям
- Видео о центре
- Корпоративная газета "Вести "Журавушки"
- Медицинская профилактика
- Общенациональная информационная кампания Фонда поддержки детей
- Рекламно-информационные материалы об Ответственном родительстве
- КОМПЛЕКС МЕР
- ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ
Вы здесь
Инновационные направления деятельности
Инновационные направления деятельности
БУ «Реабилитационный центр «Журавушка» в 2015 году.
Кроме привычных, устоявшихся видов деятельности, направленных на повышение эффективности оказания социальных услуг, возникает потребность в разработке и внедрении инновационных технологий. В современных условиях изменяющегося общества инновационные технологии позволяют работать над повышением качества жизни семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями.
В опытно-экспериментальной и инновационной деятельности учреждения большое место занимает прогностическое проектирование, моделирование, экспериментальная апробация и введение инноваций позволяющих конструктивно исследовать и решать проблемы, порождаемые процессом модернизации. Актуальным остается поиск и использование новых форм и методов абилитации детей с ограниченными возможностями и соответственно адаптации их в социум.
В рамках инновационной деятельности специалистами учреждения в 2015 году разработаны две программы:
«Ступеньки» (программа Лекотеки) по оказанию психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка с нарушениями развития в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
«Капельки дождя» программа по оказанию коррекционно-развивающей помощи семьям с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Авторы программы «Ступеньки» (заведующий отделением психолого-педагогической помощи – Игумнова О.А., социальный педагог отделения психолого-педагогической помощи – Жукова Л.Н.) считают, что данная технология является одной из форм, заслуживающих внимание на сегодняшний день, так как в её рамках планируется использование полифункциональной предметно-развивающей среды (лекотеки). Полифункциональная предметно-развивающая среда ориентирована на личностное развитие детей и оптимизацию детско-родительского взаимодействия, позволяет осуществить комплекс мероприятий способствующих развитию двигательных и сенсорных систем, стимулированию активности ребенка, развитию коммуникативной, социальной и эмоциональной сферы, развитию когнитивных навыков.
Разнообразие материалов и оборудования предметно-развивающей среды стимулируют игровую, двигательную, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей. Игрушки безопасны, полифункциональны и направлены на развитие мелкой моторики, тактильно-кинестетического, слухового, зрительного восприятия, ориентацию в пространстве, тренируют мышечный аппарат, активизируют речь и средства невербальной коммуникации, развивают мышление, формируют механизмы компенсации. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Все это позволяет детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы, с нарушениями познавательной сферы, с врожденными аномалиями и т.д., индивидуально познавать окружающий мир.
Основным концептуальным подходом данной программы является предоставление семьям комплекса мер, направленных на оказание психолого-педагогической помощи посредством использования игротерапевтических методов и приёмов, обучение родителей методам личностно-ориентированного, в том числе, игрового взаимодействия с детьми.
В программе «Капельки дождя» автор (психолог отделения психолого-педагогической помощи – Веснина Н.Н.) обращается к малораспространенной в плане постановки диагноза целевой группе детей с диагнозом «детский аутизм». Данная программа является попыткой объединить наиболее эффективные методики такие как, терапия общения, прикладной анализ поведения, обучение основным реакциям, игровое время, сенсорная интеграция и т.д., способствующие адаптации и развитию ребенка-аутиста так же, как и терапия конфликта, основным методом которой служит «холдинг-терапия». Основной функцией «холдинг-терапии», обеспечивающей ее эффективность в работе с семьей, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра, является актуализация ранней привязанности «мать-дитя», которая обеспечивает развитие ребенка в норме, и которая не формируется в достаточной степени между аутичным ребенком и его матерью.
Программа разработана для детей, проживающих в городе Пыть-Ях и посещающих наше учреждение, а также для семей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе, им предоставляется возможность проживания в течение курса реабилитации, который рассчитан на 21 день.
Проект плана опытно-экспериментальной и инновационной работы учреждения предполагает поэтапное введение данных программ (Таб.1).
Проект плана опытно-экспериментальной и инновационной работы
Таблица 1
Этапы |
Сроки реализации |
инициации |
1 квартал 2015г. |
разработки |
2 квартал 2015г. |
апробации |
2015г.-2016г. |
тиражирования |
2017г. |
Программы «Ступеньки» и «Капельки дождя» успешно прошли этапы инициации и разработки. Обе программы подверглись внутренней и внешней экспертизе. Результаты внешней экспертизы представлены в рецензиях – доктора психологических наук, доцента кафедры педагогики и педагогической психологии Санкт-Петербургского государственного университета О.В. Защиринской; доктора социологических наук, профессора кафедры социологии социальной сферы и демографической политики Самарского государственного университета Н.П.Щукиной, кандидата педагогических наук директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания» А.В. Бодак; кандидата педагогических наук, заместителя директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания» И.А. Медведевой. Рецензентами отмечены актуальность, адресность, комплексность, практическая значимость программ. Программы рекомендованы для использования в практической деятельности реабилитационных центров.
Этап апробации характеризуется постепенным введением инновационных технологий в структуру деятельности учреждения. Несмотря на то, что программы реализуются непродолжительное время, достигнуты определенные результаты внедрения программ.
Программа «Ступеньки»
На I организационном этапе (01.03.2015 – 01.06.2015) закуплено специальное оборудование для организации «Лекотеки» с использованием спонсорских средств, проведена информационно-просветительская работа.
02.06.2015 состоялось торжественное открытие «Лекотеки», с презентацией программы. Сюжет о данном мероприятии вышел 05.06.2015 г. в информационной программе «Наше время» ТРК «Пыть-ЯхИнформ». Также информация по открытию «Лекотеки» размещена на собственном сайте учреждения от 16.02.2015г.
С 01.06.2015 реализуется II этап – практический: проводятся коррекционно-развивающие мероприятия по всем видам деятельности, предусмотренные программой. Обслужено 17 семей, оказано 388 социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских услуг.
Программа «Капельки дождя»
В рамках реализации программы обучен специалист в автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Инновационно-образовательный центр «Северная столица» г. Санкт-Петербург по теме «Аутизм. Медико-психолого-педагогические аспекты».
В настоящее время идет сбор информации и создание базы данных о категории детей-инвалидов с расстройствами аутистического спектра на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. С этой целью подготовлена информация о реализации программы по оказанию коррекционно-развивающей помощи семьям с детьми с расстройствами аутистического спектра и разослана по УСЗН ХМАО – Югры.
С программой «Капельки дождя» учреждение планирует заявиться на конкурс ресурсных учреждений.
Общим ожидаемым результатом реализации программ, конечно же, станет тиражирование инновационных технологий. Данный этап запланирован на 2017 год. Надеемся что наш положительный опыт, приобретенный в ходе апробации программ, станет полезным и для других учреждений социального обслуживания в практической деятельности по повышению качества жизни семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями.
Материал подготовлен
специалистом по социальной работе
организационно-методического отделения
Абузяровой З.Ф
- 158 просмотров