- Главная
- О центре
- Полезное
- Деятельность
- Основные виды деятельности
- Результаты работы
- Опытно-экспериментальная и инновационная деятельность
- Аттестация
- Комплексная безопасность
- Социальное сопровождение
- Абилитация молодых инвалидов
- Добровольчество и волонтерство
- Комплексное сопровождение людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в ХМАО – Югре
- Копилка специалистов
- Летний отдых и оздоровление
- Медицинская деятельность
- Опорные реабилитационные центры, обеспечивающие работу с детьми, имеющими особенности развития
- Развитие службы медиации
- Ранняя помощь
- Тренировочная квартира
- Услуги
- Контакты
- Пресс-Центр
- О нас в СМИ
- Новости
- Объявления
- Информационная кампания «Люди так не делятся»
- Информационная кампания по правовой помощи детям
- Видео о центре
- Корпоративная газета "Вести "Журавушки"
- Медицинская профилактика
- Общенациональная информационная кампания Фонда поддержки детей
- Рекламно-информационные материалы об Ответственном родительстве
- КОМПЛЕКС МЕР
- Реабилитация после COVID-19
- #ЛЕТО-ОНЛАЙН
- ОПРОС
Вы здесь
«Развитие слухового внимания и восприятия у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей
Ребёнка окружает множество звуков; щебетание птиц, музыка, шелест травы, шум ветра, вой сирены, гудение самолёта. Но слова – речевые звуки – наиболее значимы. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь их повторить, ребёнок начинает их не только слышать, но и различать звуки родного языка. Умение сосредотачиваться на звуке – это слуховое внимание, очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
Большое количество информации мы воспринимаем на слух. Это и телефонные разговоры с друзьями и знакомыми, и повседневное общение с близкими людьми, и самое главное – уроки, на которых вашему ребенку нужно будет следить за объяснениями учителя. Между тем большая часть информации, содержащейся в мире вокруг нас, рассчитана на визуальное (зрительное) восприятие: это мультфильмы, компьютерные игры.
Развивать слуховое внимание и восприятие ребёнка можно очень рано: буквально до его рождения – петь песни, слушать спокойную музыку.
В 2- 3 месячном возрасте ребёнок уже реагирует на голоса, но этого мало. Ребёнок должен уметь различать высоту и силу звука, сопоставлять силу звука с расстоянием, переключать слуховое внимание с одного звука на другой.
Расширять рамки слухового восприятия и формировать представления о различных речевых и неречевых звуках можно через игры и игровые упражнения:
- Игра «Потопаем – похлопаем»
Цель: развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласованные с ритмом.
Оборудование: бубен.
Ход игры: Ведущий, взяв бубен, негромко стучит по нему и объясняет, что, когда звук тихий, надо хлопать в ладоши. Затем бьёт в бубен громче и объясняет, что услышав громкий звук, нужно топать ногами.
Ведущий не просто чередует силу звука, но и выстукивает определённый ритм, который надо повторить.
- Игра « Отгадай, что звучит»
Цель: поупражнять в различении неречевых звуков.
Оборудование: емкости (баночки) из различных материалов.
Например: стеклянный стакан, деревянная коробочка, металлическая миска, пластмассовые стаканчики из - под йогурта, палочка.
Варианты могут быть разные, главное, чтобы они по-разному звучали.
Ход игры: Ведущий расставляет на столе ёмкости, и объясняет какой предмет как звучит, ударяя по нему палочкой. Ребёнку завязывают глаза, после чего ведущий поочерёдно ударяет палочкой по «музыкальным инструментам». Ребёнку нужно определить на слух, какой предмет звучит: деревянный, стеклянный или другой. Если отгадывает, выбирает другого игрока.
- Игра «Что звучит ?»
Цель: различать , узнавать и называть неречевые звуки.
Оборудование: звучащие предметы (погремушка, дудочка, колокольчик, свисток, барабан).
Ход: Ведущий показывает предметы ребёнку, и производит звуки с помощью этих предметов. Затем убирает предметы за ширму и производит звуки уже за ширмой. Ребенок пробует узнать и назвать звучащие игрушки.
- Игра «Хлопни на слово»
Цель: Развивать быстроту реакции у детей.
Ход: В игре могут участвовать несколько человек.
Дети внимательно слушают ведущего и хлопают в ладоши. Услышав загаданное слово.
Например: Слово «три». Ведущий быстро читает цепочку слов:
Арбуз-волк-тройка
Ребус-книга-смотри
Единица-синица-вишня-яблоко-три поросенка.
- Игра « Кто так голос подаёт ? »
Цель: различать, узнавать и изображать речевые звуки.
Ход: Ведущий показывает картинки с изображениями животных.
Ребёнок должен изобразить звуки животных и рассказать, кто так голос подаёт.
- Игра «Повтори»
Цель: развивать слуховое внимание, восприятие и речевой слух.
Оборудование: цветные картинки с изображением предметов ( часики, поезд, самолёт, ослик, лягушка и т.д.)
Ход: Взрослый показывает картинки, рассматривает с ребёнком и задаёт вопросы: Где часики ? Покажи. Как часики идут? Давай скажем: «Тик-так».
Как плачет малыш? Давай покажем: А-А-А.
Произносим и поем все звуки вместе с ребёнком по картинкам.
- Игра «Жмурки с бубенчиками» (другой музыкальный инструмент).
Цель: развивать слуховое внимание, восприятие.
Оборудование: бубенчики или колокольчик.
Ход: ведущий завязывает ребёнку глаза, сам берёт в руки колокольчик или бубенчик и ходит по комнате. Ребёнок идёт на звук колокольчика и показывает рукой. Если ребёнок выполнил задание правильно, то меняется со взрослым.
Необходимо развивать слуховое внимание и восприятие, так как это подготавливает детей к различению и выделению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков.
Материал подготовил:
логопед отделения дневного пребывания
Валеева Ф.А.
- 220 просмотров