- Главная
- О центре
- Полезное
- Деятельность
- Основные виды деятельности
- Результаты работы
- Опытно-экспериментальная и инновационная деятельность
- Аттестация
- Комплексная безопасность
- Социальное сопровождение
- Абилитация молодых инвалидов
- Добровольчество и волонтерство
- Комплексное сопровождение людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в ХМАО – Югре
- Копилка специалистов
- Летний отдых и оздоровление
- Медицинская деятельность
- Опорные реабилитационные центры, обеспечивающие работу с детьми, имеющими особенности развития
- Развитие службы медиации
- Ранняя помощь
- Тренировочная квартира
- Услуги
- Контакты
- Пресс-Центр
- О нас в СМИ
- Новости
- Объявления
- Информационная кампания «Люди так не делятся»
- Информационная кампания по правовой помощи детям
- Видео о центре
- Корпоративная газета "Вести "Журавушки"
- Медицинская профилактика
- Общенациональная информационная кампания Фонда поддержки детей
- Рекламно-информационные материалы об Ответственном родительстве
- КОМПЛЕКС МЕР
- Реабилитация после COVID-19
- #ЛЕТО-ОНЛАЙН
- ОПРОС
Вы здесь
Основные показатели развития ребёнка
(часть 4)
На базе нашего учреждения функционируют группы краткосрочного пребывания для детей раннего возраста «Мать и Дитя». В настоящее время у многих родителей часто появляются вопросы о возрастных особенностях детей, в том числе, о периодах раннего развития и воспитания.
В связи с этим, психологи учреждения подобрали информационно-просветительские материалы, посвященные основным показателям развития ребёнка от младенчества к юности для размещения на официальном сайте и в социальных аккаунтах учреждения. Этот материал посвящен основным показателям развития ребёнка 4го года жизни.
Что должен знать и уметь ребенок 3-4 лет
3-4 года – период активного физического, умственного, психологического, эмоционального, речевого развития ребёнка. Он продолжает познавать мир и делает это в игровой форме. Родители часто задают вопросы: «Что должен знать и уметь ребёнок в этом возрасте и на что стоит обратить внимание?»
В период дошкольного детства ребенок активно развивается, исследует мир и изучает себя в нем. К 4 годам интересы детей делаются более устойчивыми, совершенствуются уже полученные умения и навыки, а также происходят изменения в физическом и познавательном развитии. Можно сказать, что четырехлетний ребенок – это вполне самостоятельная личность, с которой интересно как взрослым, так и детям.
После 3-х лет набор веса и роста происходит незаметно для родителей. За 12 месяцев большинство детей потяжелеет на 1-2 кг и подрастут на 3-7 см. С 4-х лет представительницы женского пола начнут расти быстрее будущих мужчин.
К 3-м годам в норме у ребенка должно быть 20 молочных зубов. Допускается отклонение от срока появления в 1 месяц. Если в 3 года и 1 месяц у карапуза не появились все 20 зубов, необходимо обратиться к детскому стоматологу.
В этот период большинство детей переживает кризис 3-х лет. Чтобы ускорить нормализацию взаимоотношений с крохой, помните основные признаки кризисных явлений:
Упрямство. Даже спокойные уравновешенные дети в этот период могут кардинально поменяться, начать спорить и делать назло взрослым; Негативизм. Ребенок на любое предложение взрослого отвечает отказом. При этом если преподнести то же самое в форме мнимого выбора, то малыш с удовольствием соглашается («ты будешь кушать?» - «нет»; «что ты будешь кушать кашу или суп?» - «суп»);
Попытка командовать. Проявление деспотизма – один из признаков кризиса 3-х лет. Малыш не только не хочет выполнять ваших команд, но и стремится заставить вас идти у него на поводу;
Преувеличенная самостоятельность. Раньше ребенок говорил «Я сам» в том случае, когда был уверен в своих силах. Теперь он хочет делать сам все, даже то, что ему неподвластно;
Ревность. Одним из признаков кризиса 3-х лет становится проявление ревности в отношении других детей. Ребенок негативно реагирует на проявление интереса со стороны родителей к другим детям, может драться, пытаться отогнать. Справиться с кризисными явлениями помогут ваше терпение и хитрость. Многие психологи сходятся во мнении, что снизить частоту и активность негативных проявлений можно: спокойной реакцией на любые негативные проявления со стороны ребенка. Не кричите и не ругайте малыша во время истерики. Уведите или унесите из людного места и дайте ему выплеснуть все накопившиеся эмоции. После окончания истерики предложите ему в будущем выражать словами свои желания, а не криком;
Установите законы, которые будут выполняться всеми членами семьи. Если ребенку что-то запрещено, то нужно твердо сказать «нет» и не идти на уступки, несмотря на манипуляции и шантаж (истерика, крики, попытки драться);
Расширение зоны самостоятельных действий. Предоставьте ребенку самому выполнять больше действий. Излишняя опека в этот период может провоцировать усиление кризисных проявлений;
Не приказывайте, а давайте возможность выбрать. Мнимый выбор – лучший способ избежать отрицания или гнева. Чтобы малыш покушал, спросите его не «хочешь кушать?», а «что ты будешь есть?». Совершая, даже мнимый выбор, кроха чувствует уважение к своему мнению и быстрее идет на контакт;
Замените командный тон на просьбу о помощи. Если кроха отказывается брать вас за руку, переходя дорогу, то не нужно ему говорить, что так нужно для него. Попросите его помочь вам пройти через дорогу, скажите, что вы боитесь. Ребенок почувствует свою важность, необходимость своей помощи и с радостью поможет.
Кризис 3-х лет в разной степени затрагивает всех детей от 3 до 4 лет. Это происходит из-за завершения процесса отделения личности ребенка от родителей. Малыш теперь говорит о себе в первом лице, понимает, что он личность, требует соответствующего отношения. Попытка со стороны родителей подавить самостоятельность может привести к появлению различных комплексов. Рекомендуется принимать этот период как данность, проявлять терпение.
К четырем годам дети приобретают следующие моторные навыки:
- Уверенно прыгать с места и с разбега;
- Бегать, быстро меняя направление;
- Стоять на одной ноге;
- Взбираться по веревочной лестнице;
- Преодолевать препятствия;
- Ходить и стоять на цыпочках;
- Кувыркаться вперед;
- Ездить на самокате и велосипеде с боковыми колесами.
Социальное и личностное развитие
В первую очередь ребенка 3-4 лет стоит научить:
- здороваться с другими детьми и взрослыми при встрече;
- знакомиться. Покажите, как можно проявить инициативу в разговоре, назвав свое имя и спросив другого ребенка, как его зовут;
- делиться, меняться. После 3-х лет малыш уже ощущает необходимость играть с другими детьми и достаточно объяснить, что разрешив играть с игрушками, кроха привлечет интерес другого ребенка.
- играть вместе. Если до этого периода совместные игры ограничивались параллельными занятиями, дети просто находились рядом, но каждый занимался своим делом, теперь можно предложить сделать что-то вместе (построить замок из песка, кидать друг другу мяч).
- использовать фантазию для совместных игр. Малыш уже хорошо умеет пользоваться предметами заместителями, придумывать сюжет для игры. Предложите ему включить в задумку не маму или папу, а другого малыша. Научив этим простым элементам, взрослые позволяют ребенку начинать самостоятельно заводить знакомства, делать первые шаги к обретению друзей. В личностном развитии детей 3-4 лет начинают проявляться гендерные различия. Мальчики начинают ощущать свою принадлежность к мужскому полу, а девочки – женскому. Эти изменения проявляются в играх. Мальчики часто стараются брать на себя роль отца или дяди, копируя поведения близких мужского пола, девочки копируют маму или бабушку. К 4-м годам дети, обладающие лидерскими качествами, начинают активно пытаться руководить другими детьми, становятся заводилой в компании. На этом этапе важно привить правильные моральные установки, научить разграничивать «добро» и «зло».
С 3-4 летним ребенком уже намного проще общаться. Кроха может выслушать и оценить ваше предложение, принимать активное участие в обсуждении важных вопросов. Конечно, часто его предложения будут наивными и необоснованными, но для комфортного становления личности следует выслушивать их, объяснять, чем они хороши, почему не подходят. Заметные изменения происходят и в отношении ребенка к родителям и другим людям. Он начинает с удовольствием проявлять различные формы симпатии. В разных ситуациях малыш может попросить прощения за свой поступок, проявить заботу, нежность. Теперь ему намного проще заметить и понять настроение человека, с которым он общается. Рекомендуется в этом возрасте учить ребенка употреблять вежливые слова и соблюдать правила поведения в общественных местах. Проще всего познакомить карапуза с нормами поведения в игровой форме. Предложите ему поиграть в магазин, детский сад, больницу и на примере игрушек покажите, как нужно правильно себя вести.
Речевое развитие
Появление активной речи у каждого отдельного ребенка происходит в свой срок. Некоторые дети уже в 3 года декламируют длинные стихи, а другие только начинают составлять первые предложения. Не стоит сравнивать вашего ребенка с другими детьми. Рекомендуется оценивать развитие речи через сравнивание текущих умений и прошлых показателей, контролировать соответствие минимальным нормам. Так, в норме к 3-м годам ребенок должен уметь:
- составлять простые предложения;
- поддержать беседу о происходивших недавно событиях;
- использовать речь, для получения новой информации;
- повторять сюжет знакомой сказки, опираясь на картинки или иллюстрации;
- выполнять несколько последовательных действий по просьбе взрослого;
- рассказывая о себе, говорить «Я»;
- пытаться изменять слова по падежам.
К 4-м годам ребенок должен уметь:
- описать увиденную картинку, ситуацию;
- быстро формулировать простые предложения, составлять сложные фразы;
- разделять предметы на группы, использовать обобщения;
- знать названия основных признаков предметов, употреблять в обычной речи название цвета, размера, рода;
- употреблять глаголы, обозначающие действия, подходящие по смыслу;
- повторять за взрослым сложные слова, песни, стихи;
- знать свое имя и фамилию, отвечать на вопрос «как тебя зовут» развернутым предложением («меня зовут …»);
- уметь менять громкость голоса, по просьбе взрослого;
- произносить звуки «З», «С», «Ц»;
- правильно использовать местоимения, времена, падежи;
- согласовывать глагол и существительное во времени;
- добавлять к словам уменьшительно-ласкательные суффиксы;
- придумывать собственные новые слова, подбирать смысл к непонятным словам, опираясь на свои знания.
Речь ребенка в 4 года по-прежнему имеет прямой порядок слов. Сложные предложения формируются при помощи союзов.
Между 3 и 4 годами совершенствуется понимание основных математических понятий, логических операций. При достаточном внимании к обучению ребенка, к 4-м годам малыш может уверенно знать:
- счет до 10. Уметь считать до 5 и обратно на пальцах, карточках, игрушках, откладывать названное количество предметов, отсчитывая по одному;
- понятия: много-мало, больше-меньше, высоко-низко, широко-узко и т. д.;
- основные цвета спектра и до 15 оттенков;
- основные геометрические фигуры. Уметь выделить очертания названой фигуры в окружающих предметах.
В 3-4 года рекомендуется проводить обучающие занятия, позволяющие тренировать умения:
- сравнивать предметы между собой по 1-2 признакам;
- подбирать пары из игрушек с 1-2 схожими признаками;
- складывать разрезные картинки, пазлы;
- находить и объяснять несоответствия двух похожих картинок;
- запоминать последовательность 3-5 картинок;
- находить изменения, запоминать движения, детали, признаки по заданию взрослого.
Отдельное внимание стоит уделять привлечению ребенка к самостоятельной деятельности. В 3-4 года ребенок может концентрировать свое внимание на одном виде деятельности до 20 минут, без дополнительной мотивации со стороны взрослого. На однотипных простых задачах малыш может сконцентрировать внимание до 5 минут. Предлагая ребенку самостоятельную задачу, старайтесь чередовать различные виды деятельности, сочетать двигательную и умственную активность.
К 4 годам у ребенка обычно формируется ведущая рука. Ей он рисует, пишет, держит ложку и т.д. Однако по-прежнему нужно развивать мелкую моторику обеих рук.
Итак, 4 года – это время когда ребёнок активно познаёт себя и мир, у него появляются способности и таланты, навыки, полученные ранее, продолжают совершенствоваться. Происходит интенсивное физическое умственное и личностное развитие ребёнка. Четырёхлеткам просто необходимо общение со сверстниками, ведь развитие малышей происходит, в основном именно в сюжетно-ролевой игре.
Материал подготовил психолог
отделения социальной реабилитации и абилитации
Чернышова Ирина Михайловна
- 121 просмотр