- Главная
- О центре
- Полезное
- Деятельность
- Основные виды деятельности
- Результаты работы
- Опытно-экспериментальная и инновационная деятельность
- Аттестация
- Комплексная безопасность
- Социальное сопровождение
- Абилитация молодых инвалидов
- Добровольчество и волонтерство
- Комплексное сопровождение людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в ХМАО – Югре
- Копилка специалистов
- Летний отдых и оздоровление
- Медицинская деятельность
- Опорные реабилитационные центры, обеспечивающие работу с детьми, имеющими особенности развития
- Развитие службы медиации
- Ранняя помощь
- Тренировочная квартира
- Услуги
- Контакты
- Пресс-Центр
- О нас в СМИ
- Новости
- Объявления
- Информационная кампания «Люди так не делятся»
- Информационная кампания по правовой помощи детям
- Видео о центре
- Корпоративная газета "Вести "Журавушки"
- Медицинская профилактика
- Общенациональная информационная кампания Фонда поддержки детей
- Рекламно-информационные материалы об Ответственном родительстве
- КОМПЛЕКС МЕР
- Реабилитация после COVID-19
- #ЛЕТО-ОНЛАЙН
- ОПРОС
Вы здесь
Консультация для родителей Основные показатели развития ребёнка
(часть 2)
В продолжение специального информационно-просветительского цикла, посвященного основным показателям развития ребёнка от младенчества к юности, подготовленного психологами БУ «Пыть-Яхский реабилитационный центр», в новой публикации хотим вам рассказать о развитии ребенка второго года жизни.
Основные показатели развития ребёнка второго года жизни
Продолжаем тему того, как быть должно. Потому как мы с Вами помним – природу (онтогенез) не обхитрить.
На втором году жизни ребенка первое, что бросается в глаза – это физическое развитие ребенка. Ежемесячная прибавка в весе составляет 200-250 г, а в росте – 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. С каждым днем ребенок все увереннее ходит, а потом и бегает. К своему второму дню рождения он:
- перешагивает через небольшие препятствия,
- поднимается и спускается по лестнице,
- учится держать равновесие, когда ходит по бордюру или бревну,
- ловит и кидает мяч руками, пинает мяч ногами,
- выполняет повороты, ходит задом наперед.
На втором году жизни ребёнка начинает интенсивно развиваться мелкая моторика. Глаза ребенка направляют движение руки. Дети перекладывают предмет из одной руки в другую, могут положить ложку в чашку, кубики в коробку. Согласно онтогенезу, то есть норме, обе руки ребенка до двух лет работают одинаково. Только ближе к концу второго года жизни начинает определяться ведущая рука. В этом возрасте ребенок может чертить штрихи и «каракули», может хорошо держать чашку, поднимать ее и самостоятельно пить. Соотносит и помещает квадрат в квадратную прорезь, овал опускает в овальную дырочку. Может повторить изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий. Может сразу держать два предмета в одной руке, чертить карандашом, переворачивать страницы книги, ставить друг на друга от двух до шести кубиков.
К двум годам ребенок начинает проявлять самостоятельность, он может самостоятельно кушать, пить из чашки, умываться, ходить на горшок, прибирать игрушки. Самостоятельно может одевать и снимать носочки, штанишки, шапку.
Рассматривая развитие психических функций, отметим, что в раннем детстве происходит интенсивное развитие речи. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам, а где-то после 1 года 8-10 месяцев происходит скачок и к двум годам составляет 200-300 слов, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. Самое важное изменение в речи ребенка то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений появляются первые обобщения. Так же очень быстро растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие предметы.
Помимо речи, развиваются восприятие, мышление, память, внимание. Дети осваивают действия с разнообразными игрушками, ориентируются в трех и более контрастных величинах (собирает матрешку, пирамидку после показа). Ориентируются в трех-четырех цветах; некоторые называют; подбирает к образцу. Начинают распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый). Проявляют сообразительность: достают сачком из воды понравившуюся игрушку. Дети производят несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка); используют предметы-заместители. Выполняют два последовательных сюжетных действий с игрушками (кормит и убаюкивает куклу, нагружает и возит машину). Подражают действию близкого человека. Играют рядом со сверстниками одинаковыми игрушками. На данном этапе игровая деятельность детей неустойчива. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках. Постепенно он с помощью взрослого учится доводить начатое до конца, добиваясь результата.
Дети второго года жизни любознательны, активны и обычно в приподнятом настроении. В этом возрасте они очень восприимчивы к чужим эмоциям. Например, ребята начинают плакать, если рядом плачет кто-то другой. Малыши этого возраста очень любят танцевать под музыку, петь песенки. Им очень важно быть рядом со значимыми родственниками, они с трудом переносят долгую разлуку.
Дети до 2 лет еще не умеют думать о чувствах других людей, они эгоцентричны. Им очень сложно сделать выбор, если им предложить несколько интересных занятий или предметов сразу. Они не умеют контролировать свои желания. Им сложно справляться со своими эмоциями (например, любопытством, гневом, восторгом). Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его взрослого. Они сильно огорчаются, бурно радуются и т.д. Дети этого возраста очень любят слышать похвалу от родителей. В этот период для детей очень важна самостоятельность. Они стремятся делать и решать все сами, как взрослые. Поэтому ближе к 2 годам они стремятся нарушить дозволенные границы, правила и запреты. Очень важна сейчас стабильность. Например, соблюдение всех знакомых ритуалов, режима и т.д.
Очень ВАЖНО!!! Ребенок в раннем возрасте должен видеть результат своих действий! Поэтому, не нужно делать за ребенка. Это подкрепляет «поведение потребителя» и плохо сказывается на личностной мотивации. Так же следует давать задания по возрасту. Давайте ребенку больше самостоятельности. Наберитесь терпения! С каждым разом ребенок будет выполнять свою работу все быстрее и аккуратнее. Переход на новый уровень развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь, при полноценном общении ребенка с взрослыми.
Материал подготовил психолог отделения
социальной реабилитации и абилитации
Чернышова Ирина Михайловна
- 44 просмотра