- Главная
- О центре
- Полезное
- Деятельность
- Основные виды деятельности
- Результаты работы
- Опытно-экспериментальная и инновационная деятельность
- Аттестация
- Комплексная безопасность
- Социальное сопровождение
- Абилитация молодых инвалидов
- Добровольчество и волонтерство
- Комплексное сопровождение людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в ХМАО – Югре
- Копилка специалистов
- Летний отдых и оздоровление
- Медицинская деятельность
- Опорные реабилитационные центры, обеспечивающие работу с детьми, имеющими особенности развития
- Развитие службы медиации
- Ранняя помощь
- Тренировочная квартира
- Услуги
- Контакты
- Пресс-Центр
- О нас в СМИ
- Новости
- Объявления
- Информационная кампания «Люди так не делятся»
- Информационная кампания по правовой помощи детям
- Видео о центре
- Корпоративная газета "Вести "Журавушки"
- Медицинская профилактика
- Общенациональная информационная кампания Фонда поддержки детей
- Рекламно-информационные материалы об Ответственном родительстве
- КОМПЛЕКС МЕР
- Реабилитация после COVID-19
- #ЛЕТО-ОНЛАЙН
- ОПРОС
Вы здесь
Консультация для родителей "Основные показатели развития ребёнка"
На базе нашего учреждения функционируют группы краткосрочного пребывания для детей раннего возраста «Мать и Дитя». В настоящее время у многих родителей часто появляются вопросы о возрастных особенностях детей, в том числе, о периодах раннего развития и воспитания.
В связи с этим, психологи учреждения подобрали информационно-просветительские материалы, посвященные основным показателям развития ребёнка от младенчества к юности, для размещения на официальном сайте и в социальных аккаунтах учреждения. Этот материал посвящен особенностям развития детей первого года жизни.
Основные показатели развития ребёнка первого года жизни
Новорожденность
Ребёнок рождается и своим первым криком оповещает этот мир о своём появлении. Рождаясь, ребёнок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещённость, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания.
Малыш приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Так, в отрывке из книги современного российского психолога Л.В. Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка», в которой автор определяет период новорожденности, как стадию донашивания: «…Состояние новорожденного очень похоже на зависание между мирами при пробуждении, только он полностью просыпается к жизни дольше, примерно два-три месяца. Иногда этот период называют четвертым триместром беременности, настолько ребенок еще не выглядит полностью присутствующим здесь. Задача взрослых – обеспечить ему плавный и полный переход, без стресса и мучительного состояния «подняли, а разбудить забыли».
Ребенок словно медлит на пороге, и его нужно пригласить в жизнь, встретить запахами еды, теплом, лаской, заботой и покоем. Его пока не нужно ни развивать, ни воспитывать, ни «приучать» к чему бы то ни было. Его нужно просто донянчить, доносить. В буквальном смысле слова. Поэтому беременность – вынашивание – сменяется донашиванием, а роль пуповины постепенно начинает брать на себя психологическая пуповина – привязанность. В этот период ребенок почти не изменил своего положения по сравнению с беременностью, он все там же, тесно слит с матерью, только переместился по внешнюю стенку живота. И там ему надо побыть еще какое-то время…
…Смысл донашивания прост и понятен, если только вспомнить, что ребенок еще не вполне родился: нужно дать ему снова побыть в условиях, похожих на привычные, на его жизнь в матке, ведь другой он пока не знает. Тесно, со всех сторон, охватить мягким и теплым (руками, пеленками), качать, как покачивается живот женщины при любом движении, отгородить от мира коконом монотонных, но довольно громких звуков, как это было в животе у мамы, когда прямо над ухом стучало сердце, бурлил кишечник, шумела кровь в артериях. Дать немного побыть еще там, в полубытии, доспать, дозреть в тепле и покое. Не выдергивать в одиночество раньше времени, это не прибавит ребенку «самостоятельности», а родителям покоя…».
Комплекс оживления
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть её лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребёнок, увидев маму, или другого близкого человека, останавливает взгляд на её лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издаёт громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления» -это появление первой потребности в общении. Комплекс оживления - новообразование младенческого периода и переход к возрасту первого года жизни. Ребёнок научился общаться, и это создаёт новую ситуацию развития. Становление у ребёнка потребности в общении означает, что он в своём психическом развитии переходит в новый период. Начинается младенчество.
Младенчество
Младенец интенсивно растёт, за первый год его жизни вес увеличивается примерно в 2 раза. Ребёнок начинает всё более интенсивно и успешно двигаться и, значит, приобретает большие возможности познания окружающего мира. Зрительное сосредоточение, появившееся ещё на этапе новорожденности, совершенствуется. Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не набор цветочных пятен, разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создаёт обобщенные образы предметов.
Познавательному развитию ребёнка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Развитие восприятия младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто живёт в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений.
В 5-6 месяцев ребёнок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Значение этого момента для дальнейшего развития велико: хватание - первое целенаправленное действие ребёнка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами. После 7 месяцев ребёнок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев ребенок, подражая действиям взрослых, может катать машинку, бить по барабану.
Тем не менее, к концу года ребёнок начинает познавать мир предметов и осваивать правила действий с ними. К концу 1 года ребёнок включается в достаточно сложные действия – игры.
На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. После того как ребёнок научился узнавать и бурно радоваться маме, он доброжелательно реагирует на любого человека. Однако, если тот демонстрирует своё доброе отношение, разговаривает с ребёнком и улыбается ему, настороженное внимание сменяется радостью. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Особенно бояться дети остаться наедине с незнакомым человеком. В таких ситуациях одни отползают подальше, отворачиваются, стараются не обращать внимания на нового человека, другие громко плачут. Так же в это время у детей появляется страх расставания - грусть или острый испуг при исчезновении мамы. К концу первого года жизни ребёнок стремится не только к эмоциональным контактам, но и к совместным действиям. Он пытается с маминой помощью получить предмет, дотянутся до шкафа и т.д. Облегчают общение жесты, которыми активно пользуется ребёнок, показывая, что он хочет получить.
Для благополучного развития эмоциональной сферы младенца большое значение имеет фактор привязанности. Быть рядом со своим взрослым – отдельная и очень значимая потребность маленького ребёнка, и в разлуке он страдает, даже если сыт, одет и находится в безопасности. Присутствие «своего» взрослого само по себе означает для ребёнка защиту и покой.
Речевое развитие
Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребёнок при радостном оживлении издаёт звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания с выразительной жестикуляцией. К концу первого года ребёнок понимает 10-20 слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи.
Кризис 1 года
Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан с всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций.
Аффективные вспышки у ребёнка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Не все желания ребёнка выполнимы, потому что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребёнок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность. Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать значительной силы; некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребёнка связано с определённым стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или не последовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя. Установление новых отношений с ребёнком, предоставление ему некоторой самостоятельности, большей свободы действий в допустимых пределах, терпение и выдержка близких взрослых смягчает кризис, помогают ребёнку избавиться от острых эмоциональных реакций.
Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским, автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличны от них. Маленький ребенок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились наши «взрослые» понятия.
Итак, годовалый ребёнок, вступая в новый период – раннее детство,
уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращённые к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребёнка основывается, в первую очередь, на потребности в общении со взрослым – центральном новообразовании данного возрастного периода.
Материал подготовил психолог отделения
социальной реабилитации и абилитации
Жукова Людмила Николаевна
- 159 просмотров