- Главная
- О центре
- Полезное
- Деятельность
- Основные виды деятельности
- Результаты работы
- Опытно-экспериментальная и инновационная деятельность
- Аттестация
- Комплексная безопасность
- Социальное сопровождение
- Абилитация молодых инвалидов
- Добровольчество и волонтерство
- Комплексное сопровождение людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в ХМАО – Югре
- Копилка специалистов
- Летний отдых и оздоровление
- Медицинская деятельность
- Опорные реабилитационные центры, обеспечивающие работу с детьми, имеющими особенности развития
- Развитие службы медиации
- Ранняя помощь
- Тренировочная квартира
- Услуги
- Контакты
- Пресс-Центр
- О нас в СМИ
- Новости
- Объявления
- Информационная кампания «Люди так не делятся»
- Информационная кампания по правовой помощи детям
- Видео о центре
- Корпоративная газета "Вести "Журавушки"
- Медицинская профилактика
- Общенациональная информационная кампания Фонда поддержки детей
- Рекламно-информационные материалы об Ответственном родительстве
- КОМПЛЕКС МЕР
- Реабилитация после COVID-19
- #ЛЕТО-ОНЛАЙН
- ОПРОС
Вы здесь
Альтернативная коммуникация в рамках реализации инновационной программы по социально-бытовой адаптации детей школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Особый мир»
Так же как ручей журчит, наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива! Слышим мы ее слова:
Это - главное наследство,
Понимать должны мы с детства!
Все мы общаемся и используем эту возможность как данность, не задумываясь: передаем информацию, делимся своими мыслями и получаем ответ, шутим и обучаемся. Если спросить, что же такое «общение» и при помощи чего оно осуществляется, большинство из нас, не задумываясь, ответит: «при помощи слов». Как же быть, когда у человека отсутствует эта самая доступная и естественная возможность передать свои переживания и даже просто попросить о чем-то, отсутствует речь? В этом случае в ход идут альтернативная и дополнительная коммуникации. Так обычно происходит у детей с особенностями развития.
Альтернативная коммуникация - это целая область знаний, которая включает в себя самые различные средства общения, специальные методики, специальные системы коммуникации. Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова, информационные карточки, пиктограммы облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое восприятие).
Многоканальная коммуникация - это процесс общения, когда вербальная речь дополняется или заменяется невербальной речью – знаками, жестами, мимикой, символами и другими средствами.
В рамках реализации инновационной программы «Особый мир» по социально-бытовой адаптации детей школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития специалистами учреждения успешно используются различные методы альтернативной коммуникации.
Использование данных средств, будь то визуальные правила, интерактивный календарь, визуальное расписание, график уборки, экран для выбора досуга, экран оценки дня, визуальная инструкция – своего рода визуальные помощники, способствующие социальному взаимодействию и общению детей, испытывающих сложность в коммуникации.
Каждый ребенок в рамках программы имеет возможность создать свой индивидуальный коммуникативный альбом, который необходим в освоении алгоритмов социально-бытовых навыков. Наглядные инструкции, например, «мытьё рук», «пользование туалетом», позволяют выполнить алгоритм необходимых действий последовательно.
Ребята на занятиях с большим интересом составляют визуальное расписание своего дня, тем самым обучаясь общему планированию своей жизнедеятельности в целом. Рассматривают различные инструкции по использованию бытовой техники, приготовлению тех или иных блюд, а также применяют альтернативные методы коммуникации на занятиях с логопедом.
Таким образом, дети, у которых в силу нарушений ограничена способность к общению, посредством различных методов альтернативной коммуникации, существенно повышают уровень своей социализации, что улучшает качество их жизни, развивает самоуважение и дает возможность почувствовать себя полноценной личностью.
Информацию подготовил специалист
по комплексной реабилитации
отделения социальной реабилитации и абилитации
Иванова Людмила Александровна
- 105 просмотров